Мы каждый день работаем, чтобы сделать TOPKNIT ещё интересней и полезней.
Реклама даёт возможность и дальше оставаться бесплатными для вас.
Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы для нашего сайта. Спасибо за вашу поддержку!x
Всё о личном развитии в вязании:
про дизайн, бренды, события, людей,
статистику и многое другое
Андрей Чернов
совладелец компании по регистрации товарных знаков, практикующий специалист по авторскому и патентному праву

Как защитить авторскую вещь?

В сети Internet авторы handmade регулярно спорят об авторском праве на те или иные изделия. Вопрос непростой, и однозначного ответа на него нет. Тем не менее, мы решили обсудить эту острую проблему. Статья написана на основе беседы. Так как моя работа не связана с handmade напрямую, моим помощником выступила Наталья Гаврошина, которая несколько больше разбирается в этой узкой тематике.
09 Августа 2016

Представим себе «идеальную» ситуацию, когда вещь запатентована….

Сразу же добавим конкретики, вещь — это слишком растяжимо.

Хорошо, берём, например, варежки (прим. ред. — взята абстрактная ситуация, все совпадения случайны). Они запатентованы, у нас же «идеальная» ситуация, да? Мы хотим разобраться, что даст патент, и как он защитит автора.

Самое главное, что любой патент получают через процедуру государственной регистрации, очень продолжительной по времени. Нельзя его просто взять и получить. Соответственно, государственная регистрация нужна в том случае, если продукт создаётся минимум год и запускается для жизненного цикла минимум в 15 лет — это средняя длительность жизни продукта или проекта, обслуживаемого патентом. Патентовать что-то, что не рассчитано на продажи миллионными тиражами на протяжении длительного времени, не имеет смысла. Это слишком медленная процедура для частного предпринимательства.

Допустим, мы имеем человека с простой задачей — защитить свои варежки при помощи патента. Ему будут нужны профессиональные услуги по экспертизе — действительно ли эти варежки отличаются от всех остальных, есть ли в них какая-то новизна? Потом он оплачивает услугу по экспертизе от Госпатента, проходит регистрацию и получает патент. И предположим, что это действительно произошло «идеально», за один день, хотя в реальности речь идёт о многих месяцах.

На следующий день он видит, что в Internet кто-то использует его варежки, причём нагло использует, даже фотографию не поменял. И вот у него на руках есть патент. и есть кодекс Российской Федерации. Допустим, написал он заявление в милицию и тут же столкнулся с реальностью: чтобы система сработала, вам нужны большие ресурсы денег или времени, соответствующие компетенции и огромное желание добиваться результата.

А ведь человеку нужно просто убрать с сайтов определенные фотографии. Люди, которые крадут фотографии и идеи, находятся вне правового поля, им нет дела до патента, роялти и лицензионных платежей. И вот человек нанимает лучшего адвоката в городе, от которого получает ответ: «Послушай, они же вне правового поля, эти люди не являются субъектами хозяйственной деятельности, они принимают деньги на карты и не платят налогов».

И тут человек с патентом понимает, что только что потратил немало денег просто чтобы попасть в правовое поле и… быть в нём одному, потому что это неоправданно дорого для авторов вязаного handmade.

И как же быть?

Есть такое понятие как авторское право, которое возникает в момент создания произведения, как только человек создал картину и поставил на ней свою подпись. И это право возникает само по себе, без государственной регистрации.

Всё что ему нужно сделать — это задепонировать (прим. ред. — депонирование — нотариальное закрепление авторских прав физического лица) своё авторское право, и для этого подходит обычный нотариус. Это быстро и недорого. По сути, эта процедура обеспечивает свидетельские показания на случай наступления необходимости доказывать это самое авторское право. То есть, если депонирование произведено 31 декабря 2004 года, то это означает, что все более поздние варежки, если они не произведены с письменного согласия автора, будут нарушением авторского права.

С того момента, как у автора появляется подтвержденное авторское право, у него появляются правовые основания и возможности доказать, что он автор, и его обокрали.

Есть ли существенная разница между нотариальным депонированием и публикацией в социальных сетях? Например, выложил автор своё изделие в социальную сеть с описанием «Разработано тем-то».

Разница принципиальная. Нотариус руководствуется законодательством о нотариате Российской Федерации, а социальная сеть — это проприетарная площадка (прим. ред. — являющаяся частной собственностью), обладающая функцией редактирования, с уязвимым программным кодом, поэтому её нельзя отнести к надежному хранилищу данных. Тогда уж существует цифровая подпись, которая имеет криптографическую защиту и служит для документооборота с налоговой и прочими государственными органами, а также для удостоверения личности на портале государственных услуг. Получить цифровую подпись недорого, и остаётся только разобраться, как подписывать электронный документ своей подписью, после чего можно свободно публиковать авторский подписанный файл в сети. Тогда это будет адекватная замена нотариальному депонированию.

Добавлю: нельзя однозначно говорить, что социальная сеть или сайт не годятся для подтверждения авторского права. Порой авторское право на романы доказывается через чеки из гостиниц, билеты на авиаперелёты, но мы же сейчас говорим о потоковой технологии защиты авторских прав и быстром механизме арбитража.

Если же у вас нет желания доказывать свои права в социальных сетях, реализуйте свои продажи через Интернет-площадки с понятными правилами, которые берут на себя регулирующие функции и при направлении запроса могут заблокировать нарушителя (прим. ред. — в случае с авторским handmade — livemaster.ru, raverly.com, etsy.com и, возможно, yandex.market.ru), где у каждого из участников репутация формируется продолжительное время и стоит дороже, чем отдельно взятая сделка. Другими словами, вы передаёте функцию по урегулированию правовых вопросов и сокращаете свои временные и финансовые расходы на них.

Повторюсь, если вы создаёте что-то действительно уникальное и новое, я бы рекомендовал депонировать свои авторские права, и делать это системно, ведь кто знает, как эволюционируют механизмы защиты авторского права в будущем.

И последнее: кроме оскорблённых авторских чувств суть претензий к нарушению авторского права, как правило, в материальном ущербе. Важно осознать момент, когда авторской репутации станет недостаточно и должна появляться торговая марка. Является ли варежка, связанная по украденной схеме, контрафактом? Нет. Если взять сумку Chanel, подделать её и выставить на продажу — это контрафакт, но не потому, что сумка будет хуже — она может быть такой же или даже лучше. Всё дело в поддержке маркировки Chanel. При этом сумка, сделанная по мотивам сумки Chanel, но без маркировки, контрафактом не считается, вот в чём дело.

Законодательство РФ защищает авторские права не только от копирования, но и от переработки.  Отсюда заключительный вопрос: как определить допустимую степень переработки? Сложная тема. Копировал ли Рубенс да Винчи? Уверен, на эту тему защищено немало диссертаций. В реальности чётких решений не существует. В каждом отдельном случае суд принимает индивидуальное решение на основании изучения всей совокупности фактов.

Усложняйте свой продукт — брендируйте, работайте над репутацией, продумывайте нюансы рекламной подачи, работайте со специализированными площадками. В этом случае вы получите лояльную аудиторию, состоящую из приверженцев марки, и у вас не возникнет желания бороться за клиентов, которым надо «подешевле» и неважен автор.

Если вы не видите рекламный блок ниже, значит у вас установлен блокировщик рекламы. У нашего сайта есть два пути развития — показывать рекламу или вводить платные материалы. Если вы видите некорректную рекламу, очень просим вас связаться с нами и сообщить нам об этом. Если вам интересны наши статьи — уделите внимание рекламным объявлениям. Мы сотрудничаем с компанией Google, она обеспечивает безопасность рекламного контента на нашем сайте.

1215
авторское право