Мы каждый день работаем, чтобы сделать TOPKNIT ещё интересней и полезней.
Реклама даёт возможность и дальше оставаться бесплатными для вас.
Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы для нашего сайта. Спасибо за вашу поддержку!x
Всё о личном развитии в вязании:
про дизайн, бренды, события, людей,
статистику и многое другое

Мария Бирюкова: «Я не гонюсь за большим объемом. Лучше буду работать на маленький круг заказчиков, но сама. А еще не люблю повторы — это скучно. Люблю творить и воплощать идеи».

Мы встретились на веранде кафе «Счастье», расположенного на крыше здания на Большом Путинковском переулке в центре Москвы. Отличный вид и светлое уютное пространство очень способствовали комфортной беседе. Маша легко согласилась на встречу буквально после одного моего сообщения и открыто и позитивно ответила на все вопросы. А я в процессе записи интервью ещё раз убедилась в том, что лёгкость, с которой из-под спиц мастера выходят вещи — результат большого труда, усердной работы и накопленного опыта. Для Маши это ещё и результат умения организовывать распорядок сразу троих людей — её сыновья помимо учёбы уже занимаются профессиональным спортом.

20 Июля 2016 | Наталья Гаврошина

Это твоё первое интервью?

Нет. У меня была выставка персональная, еще во время учебы в творческой студии, в школе. Тогда давала интервью для местной газеты. В городе Новокузнецке.

У тебя уже тогда была персональная выставка? Чего?

Моих работ в гуаши и акварели.

Класс! Это была одна выставка или цикл?

Было несколько выставок, пока я училась в школе, а когда пошла в институт, то уже забросила. У меня нет художественного образования, в отличие от мужа, у которого за плечами художественная школа и архитектурный университет. А я самоучка.

Отчего же забросила?

Институт и раннее появление первого ребенка.

Какой институт?

Педагогический, технолого-экономическая специальность. Получается, я могла как раз пойти учителем технологии шитья и вязания, например. Могла учить чертить. Кстати, у меня было несколько побед на олимпиадах по черчению. Один год после института поработала с детьми – рисовали и лепили, а потом — всё, поняла, что это не моё.

Что именно оттолкнуло?

Зарплата.

А вообще с детьми продолжила бы работать?

Если бы за это на тот момент хорошо платили, то да. У нас получалось так, что зарплата маленькая, пряжу, спицы и другие материалы для занятий не давали, и мне приходилось за свою же зарплату их покупать. В этом большая разница между Москвой и Новокузнецком, где я тогда жила. Уровень зарплат очень разный.

Почему мы встречаемся именно здесь?

Здесь светло, красивый вид на крыши, видно храм, недалеко от метро. И я здесь, кстати, первый раз. Подбирала место через поиск и очень довольна.

Любимые места?

В основном, парки. Я не очень часто хожу по кафе, в основном, стараюсь ходить пешком и быть поближе к природе.

Как началась твоя история с вязанием?

Вязать начала с 10 лет. Бабушка показала, как вязать спицами, крючком вязать научилась лет в 16, в школе, тогда это была обязательная программа. Еще нам очень повезло, что в школе лаборант по физике очень любила вязать крючком и постоянно ходила в своих авторских изделиях. Я на уроках не физику изучала, а её наряды, такие они были красивые. И нам повезло попасть к ней на занятия. А в связи с тяжелой финансовой ситуацией в семье — мы росли без папы, а бабушка с мамой зарабатывали очень мало — на новые вещи денег часто не хватало и приходилось распарывать старые и что-то из них придумывать, ну и вязать.

А дальше?

Институт сыграл свою роль. Там были предметы по декоративно-прикладному творчеству, а окончательно затянуло, когда я была беременна вторым ребенком, в 25 лет. До этого 10 лет шила. Этот интерес пришел от второй бабушки, которая всю жизнь работала в ателье. На её швейной машинке я сама шила себе костюм на выпускной. Из-за нехватки денег многое приходилось перекраивать. В секонд-хенде покупала кожаные вещи, которые стирала, раскраивала и шила себе, например, сумки. Долгое время увлекалась еще работой с натуральной кожей, кстати. 

Педагогическое образование, шитье, рисование, работа с кожей, вязание…. Когда вязание стало основным?

Лет 6-7 назад.

Ты до сих пор осознаешь этот род деятельности, как основной? То есть приносящий тебе удовольствие и заработок?

Да.

Ты работаешь именно под заказ?

По-разному. Порой, бывает, полгода вяжу на заказ, а потом разрабатываю только свои идеи, для себя. Они возникают быстро, спонтанно, на ходу, даже ночью может присниться. И я творю.

А «в наличие» (прим. ред. — готовые вещи на продажу) вязала?

Пробовала. Готовые вязанные вещи тяжелее продаются. Используется дорогая пряжа, а люди привыкли готовые вещи за меньшую стоимость покупать. Ну, или разве что, аксессуары… а я люблю вязать именно большие вещи, где стоимость материалов только на 5 — 10 тысяч плюс работа. Есть такие, но их очень мало, процентов 10.

Часто просят из связать вещи из акрила, лишь бы подешевле.

Возможно, настал момент подтягивать свою клиентуру под более высокий ценовой уровень?

Я стараюсь. Хочу открыть свою мастерскую-ателье. Но пока дети не дают серьезно заняться этой идеей.

То есть, твой текущий статус — иногда вяжущий на заказ блогер?

Да (улыбается, — Прим. редактора).

Как давно ты начала вести свою страничку в Instagram?

Этой осенью уже будет два года. До этого я постоянно была на «Осинке», там меня тоже много кто знает под ником Марья-искусница_84. В то время в Instagram начали активно продавать мастер-классы по вязанию простых вещей, которые при желании можно было за 5 минут найти на Youtube. И я никак не могла понять за что люди берут деньги и почему за это платят. Это ведь можно изучить самой! Для меня это всё элементарные вещи.

Но ведь для тебя это просто, потому что ты долгое время этому училась?

Да, я просиживала за компьютером часами и вставала с красными глазами.

Вот ты сама на свой вопрос и ответила. За возможность получить готовый материал, когда человек имеет возможность прийти и в приятной компании освоить новый навык буквально за пару-тройку часов, имеет смысл платить. Ведь так?

Согласна. Уже потом посетители моих вязальных мастер-классов жаловались на завышенные цены у других мастеров.

Видишь, это же рынок. Спрос определяет предложение. Я очень верю в то, что вязаный handmade из клуба по интересам уже вырос в рынок (прим. ред. — сфера товарного обращения, не путать с базаром), где есть как дорогие услуги, так и с низкой стоимостью. И каждому участнику предстоит определить своё соотношение цены и качества, оформить свой продукт и предложить его рынку. А спрос сам собой расставит все точки над «i».

Согласна. Кто-то вяжет на заказ за 500 рублей в день, кто-то — за 2 000 рублей. Я для себя пока не могу понять, как можно связать одну шапку за день и считать, что такой рабочий день может стоить 2 000 рублей.

О! Эта тема очень широкая и актуальная! Всё надо считать. Если эта вязаная шапка, даже с завышенной, на твой взгляд, себестоимостью успешно продаётся, значит, она имеет место быть. И рынок она этим не испортит. А вот когда мастера, вяжущие на заказ, умудряются свои вещи из качественной пряжи продавать дешевле масс-маркета (прим. ред. – фабричная продукция, ориентированная массового потребителя, выпускаемая многотысячными тиражами, за счёт чего достигается низкая себестоимость) или по его цене — вот это уже гораздо хуже. Если вы не вкладываете в стоимость вещи задел на развитие, вы ставите в тупиковую ситуацию себя и сбиваете цены остальным мастерам, плюс отношение к вязаному handmade формируется, как к чему-то, что дёшево и не ценно.

Есть еще тенденция. Есть мастера, которые делают высококачественные вещи из шикарных материалов и продают их за адекватные суммы. А есть те, кто научились вязать полгода назад или даже месяц. И эти мастера выставляют свои работы активно и дешево, чем оттягивают на себя клиентов.

Но ведьнадо бороться за клиента, для которого не имеет значение качество, а только лишь цена — дело неблагодарное, ведь так?

Есть, конечно, заказчики, для которых самое главное — качество. Их нарабатываешь годами. Я поначалу расстраивалась, когда кто-то перебивает цену, а теперь уже нет. Первое время в Instagram пыталась указывать на ошибки мастеров, а потом так же поняла, что это неблагодарное дело, и перестала. Адаптируюсьб пытаюсь найти себя в бизнесе.

Радостно видеть, что в вязальном Instagram появляется культура взаимодействия. Поначалу было много ссор и выяснений отношений, но с каждым месяцем люди осознают, что любовь к делу сильней, а хочется жить в позитиве и творить с удовольствием. Теперь значительно больше конструктива. Растёт и разнообразие творческих проектов.

Это действительно так. Я тоже обратила на это внимание.

Продолжим. Ты продаешь схемы для вязания?

Да. Раньше я от этого отказывалась, потому что это долго. Помимо того, чтобы связать, надо потратить очень много времени на составление описания. И не всегда это время окупается количеством купленных схем. Поначалу я думала, что лучше вместо этих описаний связать две-три вещи на продажу. Впрочем, работа над схемами тоже очень полезна, и меня часто просят об этом подписчики, теперь я стараюсь заниматься этим регулярно.

Как муж относится к твоему занятию?

Я ведь сначала шила, еще в Новокузнецке, и к этому он относился нормально. У меня было много заказов – платья, пальто, юбки. Он понимал это моё занятие, как работу.
А когда в Москве занялась вязанием, сначала смеялся, мол, как бабушка. Даже иногда ругался, что надо больше времени детям уделять. А потом, когда уже начались первые продажи и заказы, он стал смиренно к этому относится.

А принимает вязание как твоё дело?

Еще нет.

А как у тебя с делегированием?

Я отвечаю за качество своей работы и не могу ручаться за качество работы другого человека. Пару лет назад бывало, что работая с магазинами по ручному вязаному трикотажу, я перевязывала за другими мастерами вещи, выполненные недобросовестно. Мне за это платили дополнительно.

Я не гонюсь за большим объемом. Лучше буду работать на маленький круг заказчиков, но сама. А еще не люблю повторы — это скучно. Люблю творить и воплощать идеи. У меня дома больше 100 килограмм пряжи, и каждый килограмм лежит под конкретную идею.

То есть, хомяк, запасающий пряжу, в тебе живёт и действует?

Нет, сейчас уже нет. За последнее время распродала около 20 килограмм пряжи и теперь покупаю только по делу.

Как ты подходишь к созданию вещи? Насколько это творческий для тебя процесс? Делаешь эскизы?

Я не трачу на это время — реализую в процессе.

Жалко, учитывая твои способности к рисованию, эскизы были бы хороши.

Возможно, но мне жалко тратить на них время.

То есть, ты истинный фанатик вязания, для которого приоритетен сам процесс?

Именно!

Вяжешь каждый день?

Обязательно! Крючком и спицами, прохладная погода — кардиганы, зимой — кофты, шапки, шали, перчатки, варежки, летом — платья из хлопка или шелка.

Выгуливаешь свои вещи на праздники и мероприятия или только в повседневной жизни?

Постоянно. То, что я вяжу, я ношу. Наш вязальный клуб «Палитра», который сформировался, задолго до появления Instagram, часто проводит встречи, куда все обязательно приходят в своих авторских вещах. Это же интересно!

Давай попробуем дать определение дизайнера одежды.

Для меня это «креативщик», творческий человек, который не может повторяться, он постоянно находится в поиске формы, конструкции. Это то, что мне интересно.

Если вы не видите рекламный блок ниже, значит у вас установлен блокировщик рекламы. У нашего сайта есть два пути развития — показывать рекламу или вводить платные материалы. Если вы видите некорректную рекламу, очень просим вас связаться с нами и сообщить нам об этом. Если вам интересны наши статьи — уделите внимание рекламным объявлениям. Мы сотрудничаем с компанией Google, она обеспечивает безопасность рекламного контента на нашем сайте.

1986
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: