Мы каждый день работаем, чтобы сделать TOPKNIT ещё интересней и полезней.
Реклама даёт возможность и дальше оставаться бесплатными для вас.
Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы для нашего сайта. Спасибо за вашу поддержку!x
Всё о личном развитии в вязании:
про дизайн, бренды, события, людей,
статистику и многое другое

Мария Бирюкова: «Я не гонюсь за большим объемом. Лучше буду работать на маленький круг заказчиков, но сама. А еще не люблю повторы — это скучно. Люблю творить и воплощать идеи.»

Мы встретились на веранде кафе «Счастье», расположенного на крыше здания на Большом Путинковском переулке в центре Москвы. Отличный вид и светлое уютное пространство очень способствовали комфортной беседе. Маша легко согласилась на встречу буквально после одного моего сообщения и открыто и позитивно ответила на все вопросы. А я в процессе записи интервью ещё раз убедилась в том, что лёгкость, с которой из-под спиц мастера выходят вещи — результат большого труда, усердной работы и накопленного опыта. Для Маши это ещё и результат умения организовывать распорядок сразу троих людей — её сыновья помимо учёбы уже занимаются профессиональным спортом.

20 Июля 2016 | Наталья Гаврошина

Это твоё первое интервью?

Нет. У меня была выставка персональная, еще во время учебы в творческой студии, в школе. Тогда давала интервью для местной газеты. В городе Новокузнецке.

У тебя уже тогда была персональная выставка? Чего?

Моих работ в гуаши и акварели.

Класс! Это была одна выставка или цикл?

Было несколько выставок, пока я училась в школе, а когда пошла в институт, то уже забросила. У меня нет художественного образования, в отличие от мужа, у которого за плечами художественная школа и архитектурный университет. А я самоучка.

Отчего же забросила?

Институт и раннее появление первого ребенка.

Какой институт?

Педагогический, технолого-экономическая специальность. Получается, я могла как раз пойти учителем технологии шитья и вязания, например. Могла учить чертить. Кстати, у меня было несколько побед на олимпиадах по черчению. Один год после института поработала с детьми – рисовали и лепили, а потом — всё, поняла, что это не моё.

Что именно оттолкнуло?

Зарплата.

А вообще с детьми продолжила бы работать?

Если бы за это на тот момент хорошо платили, то да. У нас получалось так, что зарплата маленькая, материалы для занятий не давали, и мне приходилось за свою же зарплату их покупать. В этом большая разница между Москвой и Новокузнецком, где я тогда жила. Уровень зарплат очень разный.

Почему мы встречаемся именно здесь?

Здесь светло, красивый вид на крыши, видно храм, недалеко от метро. И я здесь, кстати, первый раз. Подбирала место через поиск и очень довольна.

Любимые места?

В основном, парки. Я не очень часто хожу по кафе, в основном, стараюсь ходить пешком и быть поближе к природе.

Как началась твоя история с вязанием?

Вязать начала с 10 лет. Бабушка научила вязать спицами, крючком вязать научилась лет в 16, в школе, тогда это была обязательная программа. Еще нам очень повезло, что в школе лаборант по физике очень любила вязать крючком и постоянно ходила в своих авторских изделиях. Я на уроках не физику изучала, а её наряды, такие они были красивые. И нам повезло попасть к ней на занятия. А в связи с тяжелой финансовой ситуацией в семье — мы росли без папы, а бабушка с мамой зарабатывали очень мало — на новые вещи денег часто не хватало и приходилось распарывать старые и что-то из них придумывать, ну и вязать.

А дальше?

Институт сыграл свою роль. Там были предметы по декоративно-прикладному творчеству, а окончательно затянуло, когда я была беременна вторым ребенком, в 25 лет. До этого 10 лет шила. Этот интерес пришел от второй бабушки, которая всю жизнь работала в ателье. На её швейной машинке я сама шила себе костюм на выпускной. Из-за нехватки денег многое приходилось перекраивать. В секонд-хенде покупала кожаные вещи, которые стирала, раскраивала и шила себе, например, сумки. Долгое время увлекалась еще работой с натуральной кожей, кстати. 

Педагогическое образование, шитье, рисование, работа с кожей, вязание…. Когда вязание стало основным?

Лет 6-7 назад.

Ты до сих пор осознаешь этот род деятельности, как основной? То есть приносящий тебе удовольствие и заработок?

Да.

Ты работаешь именно под заказ?

По-разному. Порой, бывает, полгода вяжу на заказ, а потом разрабатываю только свои идеи, для себя. Они возникают быстро, спонтанно, на ходу, даже ночью может присниться. И я творю.

А «в наличие» (прим. ред. — готовые вещи на продажу) вязала?

Пробовала. Это тяжелее продается. Используются дорогие материалы, а люди привыкли готовые вещи за меньшую стоимость покупать. Ну, или разве что, аксессуары… а я люблю вязать именно большие вещи, где стоимость материалов только на 5 — 10 тысяч плюс работа. Есть такие, но их очень мало, процентов 10.

Часто просят из акрила, лишь бы подешевле.

Возможно, настал момент подтягивать свою клиентуру под более высокий ценовой уровень?

Я стараюсь. Хочу открыть свою мастерскую-ателье. Но пока дети не дают серьезно заняться этой идеей.

То есть, твой текущий статус — иногда вяжущий на заказ блогер?

Да (прим. ред. — улыбается).

Как давно ты начала вести свою страничку в Instagram?

Этой осенью уже будет два года. До этого я постоянно была на «Осинке», там меня тоже много кто знает под ником Марья-искусница_84. В то время в Instagram начали активно продавать мастер-классы по вязанию простых вещей, которые при желании можно было за 5 минут найти на Youtube. И я никак не могла понять за что люди берут деньги и почему за это платят. Это ведь можно изучить самой! Для меня это всё элементарные вещи.

Но ведь для тебя это просто, потому что ты долгое время этому училась?

Да, я просиживала за компьютером часами и вставала с красными глазами.

Вот ты сама на свой вопрос и ответила. За возможность получить готовый материал, когда человек имеет возможность прийти и в приятной компании освоить новый навык буквально за пару-тройку часов, имеет смысл платить. Ведь так?

Согласна. Уже потом посетители моих мастер-классов жаловались на завышенные цены у других мастеров.

Видишь, это же рынок. Спрос определяет предложение. Я очень верю в то, что вязаный handmade из клуба по интересам уже вырос в рынок (прим. ред. — сфера товарного обращения, не путать с базаром), где есть как дорогие услуги, так и с низкой стоимостью. И каждому участнику предстоит определить своё соотношение цены и качества, оформить свой продукт и предложить его рынку. А спрос сам собой расставит все точки над «i».

Согласна. Кто-то вяжет за 500 рублей в день, кто-то — за 2 000 рублей. Я для себя пока не могу понять, как можно связать одну шапку за день и считать, что такой рабочий день может стоить 2 000 рублей.

О! Эта тема очень широкая и актуальная! Всё надо считать. Если эта шапка, даже с завышенной, на твой взгляд, себестоимостью успешно продаётся, значит, она имеет место быть. И рынок она этим не испортит. А вот когда мастера, вяжущие на заказ, умудряются свои вещи из качественной пряжи продавать дешевле масс-маркета (прим. ред. – фабричная продукция, ориентированная массового потребителя, выпускаемая многотысячными тиражами, за счёт чего достигается низкая себестоимость) или по его цене — вот это уже гораздо хуже. Если вы не вкладываете в стоимость вещи задел на развитие, вы ставите в тупиковую ситуацию себя и сбиваете цены остальным мастерам, плюс отношение к вязаному handmade формируется, как к чему-то, что дёшево и не ценно.

Есть еще тенденция. Есть мастера, которые делают высококачественные вещи из шикарных материалов и продают их за адекватные суммы. А есть те, кто научились вязать полгода назад или даже месяц. И эти мастера выставляют свои работы активно и дешево, чем оттягивают на себя клиентов.

Но ведь бороться за клиента, для которого не имеет значение качество, а только лишь цена — дело неблагодарное, ведь так?

Есть, конечно, заказчики, для которых самое главное — качество. Их нарабатываешь годами. Я поначалу расстраивалась, когда кто-то перебивает цену, а теперь уже нет. Первое время в Instagram пыталась указывать на ошибки мастеров, а потом так же поняла, что это неблагодарное дело, и перестала. Адаптируюсь.

Радостно видеть, что в вязальном Instagram появляется культура взаимодействия. Поначалу было много ссор и выяснений отношений, но с каждым месяцем люди осознают, что любовь к делу сильней, а хочется жить в позитиве и творить с удовольствием. Теперь значительно больше конструктива. Растёт и разнообразие творческих проектов.

Это действительно так. Я тоже обратила на это внимание.

Продолжим. Ты продаешь схемы?

Да. Раньше я от этого отказывалась, потому что это долго. Помимо того, чтобы связать, надо потратить очень много времени на составление описания. И не всегда это время окупается количеством купленных схем. Поначалу я думала, что лучше вместо этих описаний связать две-три вещи на продажу. Впрочем, работа над схемами тоже очень полезна, и меня часто просят об этом подписчики, теперь я стараюсь заниматься этим регулярно.

Как муж относится к твоему занятию?

Я ведь сначала шила, еще в Новокузнецке, и к этому он относился нормально. У меня было много заказов – платья, пальто, юбки. Он понимал это моё занятие, как работу.
А когда в Москве занялась вязанием, сначала смеялся, мол, как бабушка. Даже иногда ругался, что надо больше времени детям уделять. А потом, когда уже начались первые продажи и заказы, он стал смиренно к этому относится.

А принимает вязание как твоё дело?

Еще нет.

А как у тебя с делегированием?

Я отвечаю за качество своей работы и не могу ручаться за качество работы другого человека. Пару лет назад бывало, что работая с магазинами по ручному трикотажу, я перевязывала за другими мастерами вещи, выполненные недобросовестно. Мне за это платили дополнительно.

Я не гонюсь за большим объемом. Лучше буду работать на маленький круг заказчиков, но сама. А еще не люблю повторы — это скучно. Люблю творить и воплощать идеи. У меня дома больше 100 килограмм пряжи, и каждый килограмм лежит под конкретную идею.

То есть, хомяк, запасающий пряжу, в тебе живёт и действует?

Нет, сейчас уже нет. За последнее время распродала около 20 килограмм пряжи и теперь покупаю только по делу.

Как ты подходишь к созданию вещи? Насколько это творческий для тебя процесс? Делаешь эскизы?

Я не трачу на это время — реализую в процессе.

Жалко, учитывая твои способности к рисованию, эскизы были бы хороши.

Возможно, но мне жалко тратить на них время.

То есть, ты истинный фанатик вязания, для которого приоритетен сам процесс?

Именно!

Вяжешь каждый день?

Обязательно! Крючком и спицами, прохладная погода — кардиганы, зимой — кофты, шапки, шали, перчатки, варежки, летом — платья из хлопка или шелка.

Выгуливаешь свои вещи на праздники и мероприятия или только в повседневной жизни?

Постоянно. То, что я вяжу, я ношу. Наш вязальный клуб «Палитра», который сформировался, задолго до появления Instagram, часто проводит встречи, куда все обязательно приходят в своих авторских вещах. Это же интересно!

Давай попробуем дать определение дизайнера одежды.

Для меня это «креативщик», творческий человек, который не может повторяться, он постоянно находится в поиске формы, конструкции. Это то, что мне интересно.

Если вы не видите рекламный блок ниже, значит у вас установлен блокировщик рекламы. У нашего сайта есть два пути развития — показывать рекламу или вводить платные материалы. Если вы видите некорректную рекламу, очень просим вас связаться с нами и сообщить нам об этом. Если вам интересны наши статьи — уделите внимание рекламным объявлениям. Мы сотрудничаем с компанией Google, она обеспечивает безопасность рекламного контента на нашем сайте.

1754
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: