Мы каждый день работаем, чтобы сделать TOPKNIT ещё интересней и полезней.
Реклама даёт возможность и дальше оставаться бесплатными для вас.
Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы для нашего сайта. Спасибо за вашу поддержку!x
Всё о личном развитии в вязании:
про дизайн, бренды, события, людей,
статистику и многое другое

Маргарита Терехова: «У меня творческая семья: мама — художник, папа — изобретатель, сестра — дизайнер одежды, я тоже немножечко изобретаю.»

Ей невероятно идёт вязаная одежда, а еще больше — вязаные шапки. Она умело делает селфи, а чувство кадра и цвета заставляют пролистать всю ленту от корки с первого посещения странички в Instagram. Её школа вязания не оставляет равнодушными и постоянно расширяет свои компетенции. Подозреваю, скоро приставка про вязание сменится на что-нибудь более амбициозное, вроде «Модная академия». По началу, возможно, это будет казаться «слишком», но со временем будет доведено до совершенства.

Мы встретились в отеле Ritz Carlton в лобби-баре O2 на крыше с панорамным видом на Красную площадь и Кремль. Я пришла туда с опаской услышать ещё на стойке ресепшн: «А ты куда это, девочка?» (адаптированная цитата из художественного фильма «О чём говорят мужчины», —Прим. редактора) Но всё обошлось, обстановка оказалась очень располагающей, а персонал — дружелюбным. Ожидая Маргариту, думала о том, что сейчас, действительно, самое подходящее время для topknit.ru, потому что есть возможность наблюдать совершенно разных людей ещё на взлёте.

20 Июля 2016 | Наталья Гаврошина

Почему это место?

У меня с этим местом связана, на самом деле, очень простая история: я когда-то работала в строительной компании дизайнером. У меня была начальница. Она меня научила многому, она — мой первый учитель в дизайне интерьеров.

Как-то мы с ней поехали на выставку, которая здесь в соседнем отеле была, и потом зашли сюда попить кофе. И мне настолько запомнился вид: солнечная погода, хорошее настроение, хорошие эмоции — на грани с деловыми, но приятно расслабляющие. Мне кажется, что сейчас тема нашей встречи тоже приятна, но и на грани с каким-то делом. И вот мои воспоминания сразу перенеслись именно в тот год, и мне захотелось сюда вернуться. Я не скажу, что я сюда часто прихожу, но вспоминаю каждый раз именно тот момент.

Сколько времени ты уже не работаешь как наемный специалист, штатный специалист?

Я ушла в декрет на девятом месяце беременности, то есть почти три с половиной года назад. С этого времени я начала самостоятельное движение. Правда были у меня проекты: за это время я сделала несколько квартир и клуб.

Это отдельно уже, и наемным трудом не считается.

Да, это уже был фриланс, внештатная работа, то есть я нигде не числилась. И вот недавно, наверное, в марте, я получила трудовую книжку на руки, уволилась, и теперь я….

Проставила туда уже свой штампик? (отметка о новом месте работы в Трудовой книжке, — Прим. редактора)

Нет, пока не проставила.

То есть это — следующий этап?

Ну да, я пока да, вольный слушатель, можно так сказать.

А если бы тебе сейчас представился шанс выбрать любую должность, но стать наемным специалистом, чтобы это было? То есть ради чего ты бы отказалась от того, что сейчас есть?

Наверное, я бы подвинулась в своих делах ради какой-нибудь депутатской деятельности.

Да ладно?!

Знаешь, я в какой-то момент мечтала быть депутатом, я хотела быть полезной и помогать людям жить лучше, а жизни вокруг стать легче. В том числе — я болею сейчас за медицину, за образование. Я очень сильно переживаю по этому поводу.

В какой момент жизни ты начала этого хотеть?

Я в четырнадцать-пятнадцать лет состояла в организации «Идущие вместе». Это — пропутинская организация, он тогда только пришел к власти; наверное, это был 2008 год, может быть, даже раньше, я не помню какой точно. Это было очень модное движение. Молодежь вступала в эту организацию. Называлась она «Идущие вместе». У нас были очень классные футболки с изображением Путина — мы все ходили одинаковые, нас вывозили на митинги, были организованные мероприятия, какие-то вечеринки. Сначала я стала командиром отряда и возглавляла десять человек, потом…. Нет, сначала — командиром десятки, это было десять человек, а потом — командиром отряда, и под моим руководством было пятьдесят человек. Я бы хотела двигаться дальше, то есть это бы привело к какой-то такой служебной, карьерной лестнице.

Но...

Но поскольку это было не в Москве, все это дело стихло, развалилось, и очень сложно было заинтересовывать подрастающее поколение, то есть таких же пятнадцати-шестнадцатилетних ребят, которым хотелось больше гулять, чем развиваться и развивать себя как творческую там или нетворческую личность. Вот, и они начали отваливаться постепенно, и наше отделение постепенно развалилось.

Я могу сказать, что твой ответ удивил меня больше, чем что бы то ни было. Как это вообще могло произойти?

Вот смотри: я рассматриваю какую-то творческую составляющую обязательно, потому что у меня творческая семья: мама — художник, папа — изобретатель, сестра — дизайнер одежды, я тоже немножечко изобретаю. И вроде как кажется, что кроме творчества ничего не существует. И поработав в этой области, я поняла, что есть и то, и другое, и архитектура. И если выбирать, ради чего бы я отказалась от того, в чем я сейчас живу (для меня во многом творчество – это суть жизни в данный момент), то отказаться от него можно только ради чего-то контрастного, что будет кардинально другим. А кардинально другое для меня — это не профессия тренера по плаванию, потому что я, например, плавать не люблю, и не профессия доктора, потому, что я не училась этому, а то, что я в принципе понимаю и что я могу воплощать в свою жизнь. Это именно политическая деятельность. Не знаю, может быть, я когда-нибудь к этому приду.

Конечно, потому что уж в политическую деятельность можно в любой момент своей жизни прийти.

Я думаю, что это интересное направление, но занялась бы этим попозже, потому что сейчас я к этому как-то ни морально, ни финансово, ни физически не готова.

Тогда повысим градус! По поводу проектов: сколько у тебя обычно проходит между задумкой и реализацией проекта? Я имею в виду, в серьезных каких-то делах, как, «Школа Маргариты Тереховой»? Вообще, знакомо ли тебе такое слово как «прокрастинация»?

Нет.

Нет? В смысле, я так и знала. (смеется, — Прим. редактора)

А что оно значит?

Когда пасуешь и думаешь, что не получил наилучших знаний, наибольшей компетенции и поэтому откладываешь старт очень важного проекта. Это мне, например, свойственно.

Ну у меня это тоже постоянно присутствует: я постоянно доделываю, додумываю.

Но ты стартуешь и доделываешь-додумываешь в уже в процессе. Так?

Да.

Прокрастинация — это когда ты не стартуешь, а доделываешь-додумываешь. Тебе кажется, что для старта тебе все еще чего-то не хватает.

У меня часто такое бывает. Пока мне кто-нибудь пинка под зад не даст, грубо говоря. После этого становится немножко проще. То есть если вдруг что-то случается, и мне нужно вдруг что-то запустить, то есть обстоятельства извне вынуждают меня это сделать, даже если оно не закончено, я запускаю. И потом, в процессе, я доделываю, могу не спать ночами, я могу неделю пахать ради того, чтобы довести до того состояния, которое меня более-менее устроит. И то, впоследствии я все пытаюсь усовершенствовать, я постоянно дорабатываю. Даже, если пример привести, какое-нибудь занятие по тому же реглану. Ты была у меня на занятии, но оно очень сильно видоизменилось с того времени. Я его перелопачиваю каждый раз: я смотрю, как люди ведут себя, как им надо подать информацию, что им надо рассказать, а что — не надо. Ученики всегда вносят мне в голову что-нибудь новое, что заставляет мои мысли крутиться, заставляет думать и изобретать для них же что-то новое. В итоге, сейчас у меня очень авторская подача материала, которую не найдешь ни в одной из книжек. И очень интересно: мой мозг работает именно так, что я постоянно доделываю, додумываю.

А есть ли у тебя такое, как, знаешь, умные книжки учат нас, что если ты слишком долго продержал проект в голове, то он разваливается?

Перегорел? Есть такое. Мне надо быстро, буквально за несколько дней запустить работу, хотя бы что-то первоначальное выдать в ближайшие день-два-три с возникновения идеи. Иначе, если об этом думаю неделю, то чаще всего мне либо становится некогда заниматься этой идеей, и я переключаюсь на то, что волнует именно в данный момент, через эту неделю, либо я эту идею считаю уже не такой интересной, какой она мне казалась в тот момент, там и тогда.

Хорошо. Сложности, трудности, возникающие на пути, как на тебя влияют? И влияют ли вообще? Могу даже раскрыть вопрос: у кого-то путь после столкновения с трудностями похож на горный серпантин, то есть человек пытается избегать последующих трудностей, усложняя траекторию уже после нескольких столкновений. Или ты идешь напролом, а может у тебя какой-то другой метод, свой?

Смотря в чем. Я вообще часто прямолинейна в решении проблем. Но, как правило, приходится, конечно, маневрировать и пытаться прогибаться там и выгибаться в другом месте. Не бывает стандартных проблем, они всегда разные, и поэтому нет стандартных схем решения. Как у врачей, у многих из них есть стандартные схемы лечения определенной болезни, а в нашей жизни нет вообще такого понятия как стандартная ситуация, они всегда отличны.

Я очень скучаю по своему юношескому максимализму. Было время, когда я могла с уверенностью вести блог и писать там огромные талмуды текста с непрошибаемой уверенностью в том, что я пишу. Но наступил момент, и я не могла написать даже абзаца, в плане того, что начинала переосмысливать каждое предложение, и все рассыпалось. Сейчас опять собираюсь в кучу, но не то, чтобы прямо обладаю супер-уверенностью, просто, скажем так, обросла материалами, знаниями и источниками, на которые могу ссылаться. У тебя как с этим? Бывают такие периоды в жизни?

Бывают-бывают. Я не знаю, от чего это зависит. Может, вообще погода влияет или давление. Бывает, ты работаешь и хочешь это делать, и можешь отвезти ребенка к бабушке на неделю и забывать даже позвонить с утра или перед сном просто спросить, как у ребенка дела, потому что ты целый день носишься по встречам, у тебя куча проектов и куча идей, куча людей, с кем хочется что-то обсудить: с кем-то одну новость, с кем-то — другую, с кем-то — третье дело, еще что-то посмотреть, какие-то картинки, какие-то выставки. А бывает наоборот — наступает период спокойствия: ничего не хочется делать, и, если это вязание, то вязание не берется в руки — вязать не хочется совсем. И ты проводишь время с семьей, просто посматривая на колышущиеся на ветру цветочки на даче, подергивая ножкой под столом и попивая лимонад из стакана.

Бывает такое. И в эти моменты, мне кажется, происходит аккумуляция сил для нового рывка. У меня получается все очень неравномерно по жизни: рывки и периоды отдыха; опять, снова рывок, такой конкретный рывок — может быть, он будет длиться несколько месяцев.

Этой зимой у меня был очень сложный период, когда я пахала. Было ощущение, что я не сплю, и что я держусь из последних сил. Когда закончился проект, меня немножко отпустило, и у меня наступил период релакса. Я расслабилась, и стало легче. Но вот в такие минуты релакса очень опасно провалиться в него надолго, и меня это всегда пугает, и мне всегда хочется эту расслабленность убрать и поскорее привести свое тело в тонус и бегом бежать делать новые дела, если можно так сказать.

Да, интересно. Есть в этом что-то знакомое. И закрывая тему сложностей — можешь ли ты привести пример неудачи, которая впоследствии привела к успешному решению? Такое же тоже бывает.

Бывает, наверное. Если рассматривать архитектурную деятельность, то бывали неудачные решения, которые… не помню, чтобы они заканчивались удачно. То есть, если они провальные, то они провальные. (прим. ред. – смеется)

Разве что можно использовать опыт в следующем проекте…

Ну да.

Хорошо. Переключимся на тему полегче. Условно полегче, на самом деле. Про копипаст. Это — угроза для тебя? Как ты относишься к этому явлению? Оно тебе мешает, или это просто есть и ты последствий для себя вообще не замечаешь?

Ты знаешь, меня одно время это раздражало. Варианты разные бывают. Если рассматривать работу дизайнера интерьера, то, как правило, каждый проект начинается со сбора референсов и каких-то картинок, которые нравятся и тебе, и заказчику. Он может к тебе прийти с конкретной картинкой какого-то другого человека и сказать: «Сделай мне тоже самое». И ему по барабану, что ты скажешь: «Извините, но это делал вот тот человек, и я не могу его в чистом виде повторять». Но ты же ему так не скажешь, ты будешь пытаться его всеми путями переубедить. Получается это тоже копипаст. Ты вдохновился чьей-то работой и сделал похожее, подобное.

Что касается вязания, мне нравится, когда я вижу вещи, которые делают а-ля мои, мне нравится, когда их подписывают: «подсмотрел вот у этого человека и сделал вот подобную вещь», но мне не нравится, когда мне пишут люди: «Вот какая у вас классная вещь!», берут, делают тоже самое один в один, пишут на нее описание, начинают ее продавать, типа это я сделал. У меня недавно это было: по моему вязаному кардигану сделали описание. У меня этого описания нет, а у нее оно есть и продается за деньги! То есть, люди приходят и смотрят у меня, а начинают читать комментарии и видят ее подписи о том, что она им восторгается, переходят к ней, а у нее такой же и описание в продаже. Мне не нравится, когда так в открытую и в наглую.

Причем для многих людей копирование абсолютная норма. Мне как-то пришло письмо с вопросом: «Как найти себя в вязании?». И я нашла аккаунт этого человека. Там многие работы были «а-ля кто-то». Идеи всех вещей взяты у других людей. Мне кажется, это не страшно до поры до времени, пока человек учится и набивает руку в своем деле. И вот этот вопрос: «Как мне найти себя?» Я не знаю, что ответить на этот вопрос. Наверное, склад характера, уклад в мозгах какой-то на это влияет или неуверенность в собственных силах.

Потому что когда ты копируешь, ты занимаешь свои мысли тем, как повторить, а не тем, как создать что-то новое.

Есть очень много людей, которые способны именно повторять, и они не хотят, им некогда думать о создании чего-то нового. Это будет, это было, и это не искоренить: копипаст будет везде, всегда, во всем, во всех делах. Мне кажется, с этим просто надо жить и смотреть на свое дело, и не смотреть на тех, кто тебя некорректно копирует.

Часто вижу мужа твоего, в том числе и на мастер-классе, на котором я была. Он все-таки в доле, или у него свои проекты?

У него своя работа, не связанная с вязанием. Он просто меня поддерживает в путешествиях, он возит мой чемодан с пряжей. Просто это помощь, физическая и моральная. Он очень меня поддерживает: встречает после занятий, готовит ужин вкусный, отпаивает и откачивает, потому что все это отнимает у меня очень много сил и энергии, а муж помогает восстановиться, но в проекте вязальном он никак не участвует.

Он тебя сразу поддержал в вязальном проекте?

Нет, не сразу. У нас были проблемы в самом начале, дошло чуть ли не до развода. Я, когда начала много вязать, больше, чем до какого-то определенного момента, я в это ушла очень глубоко, я поняла, что не могу без спиц. Он возмущался на тему того, что он приходит домой, а я сижу-вяжу, и я не смотрю на него, я не жарю еду на сковородке, я сижу и вяжу. Ему это казалось немного странным, он считал, что это бабушкино занятие, но после того, как у меня начало что-то получаться, какие-то первые шаги оказались достаточно успешными, он пересмотрел свое мнение, хотя мне и пришлось прерваться почти на год. То есть почти на год я бросила спицы, убрала подальше клубки и выполняла чисто женский долг свой супружеский, то есть была тихой спокойной домохозяйкой.

Пока ему не надоело?

Ему? Пока мне не надоело. Я поняла, что все равно меня тянет, что это как наркотик, то есть ты попробовал раз, и ты хочешь еще потом. Я поняла, что мне этого не хватает и снова взялась за спицы. После этого у меня все как-то популяризировалось в моей семье, он понял, что вокруг меня собираются компании по интересам, он понял, что имеет это какую-то силу, что я делаю действительно симпатичные вязаные  вещи, а не бабушкины варианты с платками и носками, и начал меня поддерживать. Начал со мной ездить в Петербург, в Екатеринбург летал, в Минск возил меня на машине. Сейчас он нейтрально к этому относится, иногда рычит, если я вяжу много. Ему хочется, чтобы я всё бросила, села рядышком, посидела, погладила его по руке….

Чтобы фильм посмотрела, а не послушала?

Именно так. Было жесткое противостояние в какой-то момент, прям вот очень.

Понятно. Перейдем к теме мастер-классов. Какой город тебе больше всего мил для проведения мастер-классов? Куда бы ты вернулась в ближайшее время, если была бы тебя возможность? Или, может быть, это будет новый город?

В августе это будет новый город, Нижний Новгород. Знаю, что меня там очень горячо ждут, очень много и давно просят туда приехать, и я, наконец, готова к этому.

Возвращаюсь в Петербург каждые два месяца, с удовольствием езжу на занятия, мне это нравится. Правда, у вас там немножко «замороженные» люди. Они более спокойные, не такие темпераментные. Самые темпераментные оказались с Краснодаре.

Даже не сомневаюсь. (прим. ред. – мы как раз брали интервью у краснодарской дизайнера-мастерицы Вали @cyxodol)

Они были самыми активными, самыми шумными, самыми веселыми. Самые веселые мастер-классы у меня были в Краснодаре и в Минске. Но в Минске не все, у меня были и какие-то спокойные занятия, а было одно по реглану, и оно было — прямо взрыв! Очень эмоциональное и в конце девочки мне аплодировали стоя, сказали, что такого приятного отношения они давно не встречали — им понравилась, в общем и целом, атмосфера.

Надо еще до Ростова тебе добраться. Говорят, что он — прям такой огонь.

Ростов-на-Дону? Наверное. Мне понравился Екатеринбург, потому что все было очень благородно с точки зрения общения на занятии. Все девчонки приезжали из разных городов, с окрестностей: кто-то из Челябинска приехал, кто-то из Соликамска, если я не ошибаюсь.

Народ стекается в крупные города ради моих занятий, и это мои труды возводит на какой-то более высокий уровень, и хочется выкладываться дальше. Ощущения невероятные! В Краснодар приезжала девушка специально на мастер-классы из Севастополя — ехала всю ночь с мужем на машине из Крыма. Я думаю: «Вот это да!» Когда они начинают на мастер-классе рассказывать, кто откуда реально приехал, тогда ты понимаешь, какая у России география, и что люди способны преодолевать огромные расстояния ради того, чтобы просто посидеть и пообщаться в приятной компании, в компании таких же сумасшедших вязальщиц, потому что не все мужья действительно это понимают. А когда ты встречаешь единомышленников, это совсем иное дело.

А если рассматривать заграницу? Если фантазировать, куда бы ты поехала с мастер-классом? Отправим запрос вселенной.

Я, наверное, куда-нибудь в Будапешт бы поехала. Я просто там не была, но очень хочу. В этом городе, в этой части Европы очень много готической архитектуры. Она мне нравится. Мне по душе замки.

Я не заметила в твоей одежде этого пристрастия.

Я не одеваюсь так. Мне просто нравится лазить по замкам. Ты превращаешься в маленькую девочку, принцессу, которая верит в маленького принца на белом коне, и исследуешь эти замки. Один раз мы ездили в Прибалтику, и в одном из замков нам выдали фонарик со свечой, и мы ходили в полной темноте в полуразрушенном замке и светили фонариками, и свечкой подсвечивали. Это такой адреналин.

Мне кажется, Будапешт — это такой цивилизованный город и там была бы какая-то отдача. Сейчас мы развиваем дистанционное обучение, и Литва в нем активно участвует. Активно участвует Латвия. То есть, у нас есть несколько учениц из Прибалтики, и мне это очень нравится.

Ты много работаешь с вязаной одеждой, ты, наверное, постоянно задумываешься, что с чем сочетать. Появились ли у тебя в связи с этим стилистические пристрастия? В архитектуре — готика, а в одежде? Есть ли у тебя сформированные предпочтения по стилю?

Я предпочитаю натуральный стиль, ели можно так сказать, то есть, натуральные цветовые сочетания, так сказать, природные.

То есть, веган, хиппи и так далее?

Что-то из этого. Не знаю, как правильно это назвать. Natural — это натуральные сочетания цветовые, натуральные ткани, натуральные пряжи, минималистские формы обязательно. То есть это все простое, но там может быть игра фактур, игра текстур, игра цветовых сочетаний или сочетание несочетаемых пряж. Все приемлемо в пределах разумного.

Я не принимаю в последнее время что-то дико кричащее, потому что лично я это не носила бы, поскольку моя внешность не сильно контрастная, мне просто яркие и насыщенные цвета, как какой-нибудь ярко-желтый в смеси с синим, не идут. Людям более контрастной внешности они подходят больше.

Я сейчас общалась с профессионалом на тему подбора одежды под внешность человека, и мне расписали, какие формы мне не идут, какие идут больше, какие меньше. Теперь я понимаю, например, почему юбка в форме трапеции с жесткими складками, которые колом стоят, мне не нравилась. Она у меня год провисела в шкафу, потому что она просто не подходила к моей внешности. Мне нужно что-то более мягкое, пластичное, струящееся, что-то летящее, потому что у меня тип внешности такой.

У каждого своя внешность, каждый отличается по типу лица, поэтому сложно создать одежду, которая будет подходить всем одинаково хорошо. Можно попытаться и выбрать какой-то свой стиль. У меня - минимализм со склонностью к натуральным оттенкам.

Я люблю добавлять что-нибудь эдакое, но обычно в виде какой-то формы, например, натуральный оттенок, но по форме — это косуха.

Ходишь ли ты в одежде своего изготовления на какие-то мероприятия?

Да. Например, если это аксессуары, типа вязаных шапок, то я их ношу постоянно. Именно свои. С того момента, как я научилась сама вязать шапки, я ношу только свои шапки. Свитера я тоже ношу, но не так часто, а как погода позволяет. А, например, на мастер-классы, я никогда не надеваю свою вязаную одежду — для меня это какое-то хвастовство. Не могу позволить себе одеться в свое и все пять часов мозолить глаза этой вещью другим людям. Не хочу засорять им мозг своими идеями, потому что они могут вязание воспринимать совсем иначе. Если я рассказываю на занятии о свитере, то на мне этого свитера не должно быть, чтобы у них не было желания точно его скопировать. Нужно, чтобы они хотели придумывать что-то свое.

Есть ли вязаные вещи в каком-то бренде, которые бы ты купила в обозримом будущем, вещи не твоего изготовления?

Мне нравится бренд Tak.Ori, единственное, что это не ручное вязание, это машинный трикотаж фабричного изготовления, но сочетание фактур, текстур, цветов, форм, всего-всего мне очень нравится. Эта марка всегда в тренде, и всегда используются актуальные цветовые сочетания, плюс графика, которую я люблю, но она у них неявная и мягкая, потому что сочетается с другими орнаментами в одном изделии. То есть, полоски могут сочетаться с ромбами и цветами тут же. Это смешение меня очень вдохновляет. Конечно, сложно повторить машинную вязку, руками это практически невозможно.

А ты против машинной вязки?

Нет, не против, просто я до этого еще не дошла.

Ритейл-сети тебе интересны? Или только индивидуальные продажи?

Мне кажется, что масс-маркет — немножко не мой формат. Для этого нужен достаточно большой ассортимент, должна быть какая-то четкая линия одежды, регулярность.

Большой ассортимент не нужен, нужна регулярность, образцы, лукбук, и нужен выход на байера.

С этим сложнее. Я не против, но не массовым тиражом. Я не хочу конкурировать с масс-маркетом, которого и так хватает на каждом шагу.

С масс-маркетом конкурировать хендмейд-мастеру нереально.

Но у нас пытаются, зубами держатся.

Но мужья работают. И это пока муж не сказал: «Давай посчитаем».

А он может и не сказать, или она ему скажет: «Ты понимаешь, это — моя отдушина. Я чувствую себя нужной именно так. Я востребована просто потому, что я это делаю дешево». Ей важно чувствовать свою полезность для общества. Она работает за это. Она работает не за деньги, она работает за идею, она — патриот, если можно так сказать.

Тут очень такая скользкая тема, насчет того, к чему приводит такой патриотизм. Конкурировать с масс-маркетом и создавать людям иллюзию того, что можно дешево получать те вещи, которые имеют полное право стоить своих денег….

Это очень сложная тема. Здесь нет правильного ответа. С кем бы ты не начала разговаривать, у каждого будет своя правда. Кто-то в интернете пытается оправдываться и писать, почему у него та цена или иная.

Мне кажется, что рынок вязаных вещей развивается, и скоро необходимость оправдываться вообще отпадет. Еще два года назад был скорее клуб, потом пошли конфликты, потому что из клуба начал формироваться рынок (прим. ред. – как совокупность экономических отношений, не путать с базаром). И сейчас другие критерии: ты можешь хоть 100 000 рублей запросить. Покупают? Ты — счастливчик. Круто! Ты также можешь запросить 100 рублей, и у тебя не будут покупать, и ты будешь думать, почему.

Да. Я тоже так считаю. Я надеюсь, что это придет в ближайшее время, в умах людей сложится соотношение вещь-цена, где цена — это просто цифра, а не подтверждение твоих знаний, навыков, многолетней работы, многолетней учебы, передачи знаний от бабушки…. И за этой цифрой не стоит все вышеперечисленное, а это — просто цифра, и человек, который выставляет эту цифру, знает, за что он ее выставляет.

Я жду момента, когда люди будут просто реагировать на цифры, и им будет не интересно, что стоит за этим. Но для того, чтобы человек реагировал на высокие цифры, нужно высокое качество. В последнее время есть такая тенденция: клепают лишь бы что дешево, а продавать хотят дорого и даже продают пару раз.

Рынок это урегулирует.

Вот и я надеюсь, что качество повысится даже у этих людей.

Тканевая марка одежды есть какая-то среди русских дизайнеров, которая импонирует?

Сложный вопрос. Во-первых, моя сестра создала свою марку одежды. Вот недавно она начала создавать потрясающие платья-рубашки, которые мне до безумия идут.

Платья-рубашки — это вообще супер-тренд.

Из хэндмейдеров я практически больше никого не покупаю.

Ну, хэндмейдеров или просто русских дизайнеров, которые отшиваются на фабриках?

Вот не знаю никого, не слежу за швейной индустрией.

У тебя грандиозный проект - «Школа Маргариты Тереховой». Он — часть чего-то большего или просто самостоятельный проект, или ты не готова что-то еще анонсировать? Может заинтригуешь нас, сделаешь интересный анонс?

Ну осенью у меня выйдет небольшая коллекция авторских вязаных вещей.

Мы узнали об этом первыми?

Да. Я долго к этому шла. Требуются достаточно большие ресурсы, потому что я вяжу из дорогих материалов: я использую дорогие пряжи и кашемир, окрашенный вручную. Это все очень дорого, поэтому вещи тоже будут элитного ценового сегмента.

А школа?

Школа — она живет своей жизнью. Я из нее не вышла, я в ней работаю: примерно раз в месяц провожу занятия. В остальное время занятия ведут другие педагоги — у нас человек восемь или девять преподавателей. У меня есть стандартный мой штат — команда, которая мне помогает с новыми идеями, если вдруг я где-то застопорилась и зависла, а есть люди, которые просто ко мне приходят с какой-то периодичностью и ведут свои собственные темы, занимаются развитием своего дела и при этом деле делают мастер-классы, но в формате моей школы. Мне такой формат тоже нравится, потому что я предоставляю помещение ради нового творческого процесса, который постоянно имеет место в пределах нашей школы.

Я хочу, чтобы это помещение жило постоянно, шумно, бурно, с новыми встречами, с посиделками, с общением, с новыми идеями — это всегда здорово. Хочу, чтобы детей было много. Я сделала специальную детскую комнату. То есть, в моем помещении есть дверка, которую открываешь и попадаешь в детское пространство. Туда приводят своих детей мамочки во время занятий. Те, кто постарше, могут самостоятельно там находиться. Малыши приводят с собой папу, и он сидит с ними там и развлекает их, пока мама сидит и получает удовольствие от процесса вязания.

Это была такая глобальная идея для меня, потому что Бажена со мной ездит постоянно, и мне нужно было пространство, чтобы она видела, чем я занимаюсь, как я общаюсь с людьми, что я делаю, из чего складывается мой день. Как объяснить ребенку, что мама работает? Это очень абстрактное понятие — «мама уехала на работу», а здесь она понимает, и сейчас, находясь у бабушки, она просится: «Мама, я хочу в школу!» Она понимает, что ей там хорошо, потому что для нее тоже сделан уголок, в котором она себя чувствует частью этого пространства.

У меня дочка просится каждый раз с нами на работу. Она говорит: «Мама, я хочу на работу!», потому что каждый раз, когда я приезжаю, например, в типографию или неважно даже куда, ей постоянно что-нибудь отряжают, какое-нибудь угощение. Она считает, что я только тем и занимаюсь, что веселюсь… и ем.

У меня Бажену никто не подкармливает, но то, что она видит новое и впитывает новую информацию, мне очень нравится, потому что это и есть жизнь. Это самое лучшее учебное пособие. Это то, как я ей могу дать увидеть своими глазами, что ей предстоит ощутить в дальнейшем.

Самое главное то, что ты занимаешься тем, что тебе нравится, и передаешь это ей. Дети в этом возрасте действие не освоят, но ощущение уловят.

Ощущение того, что работа приносит удовольствие, это важно. У меня папа, может быть, когда-то и работал на кого-то, я не помню этого периода, я была тогда маленькая, но он мне всю жизнь говорил: «Я на кого-то, на дядю, работать не буду!» И вот у меня в голове сидит эта установка. Я от нее, конечно, пыталась избавиться и работала «на кого-то», но мне было тяжело. Мне тяжело бороться с тем, что мне заложили в раннем детстве. Я, конечно, таких категоричных формулировок дома избегаю: у меня Бажена не знает, что я — директор или создатель, или вдохновитель, она не знает таких слов, она просто впитывает то, что происходит в повседневной жизни. И школа — она просто часть жизни. Туда можно в любое время приехать, в любое время уехать. Для нее это просто времяпрепровождение.

 

 

Если вы не видите рекламный блок ниже, значит у вас установлен блокировщик рекламы. У нашего сайта есть два пути развития — показывать рекламу или вводить платные материалы. Если вы видите некорректную рекламу, очень просим вас связаться с нами и сообщить нам об этом. Если вам интересны наши статьи — уделите внимание рекламным объявлениям. Мы сотрудничаем с компанией Google, она обеспечивает безопасность рекламного контента на нашем сайте.

5609
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: